Школа становится зоной повышенной опасности, если судить по уголовной хронике. Из года в год неотвратимо повторяются несчастные случаи, часто со смертельным исходом, которыми заканчиваются походы за знанием. Кого наказывать? Как правило, идут под суд и получают суровые приговоры школьные педагоги. Однако так ли уж неоспорима вина преподавателей?
В Калужской области прокуратурой Дзержинского района утверждено обвинительное заключение в отношении учительницы младших классов МКОУ "Остроженская средняя общеобразовательная школа" Екатерины Мокиной. Педагог обвиняется в причинении смерти по неосторожности — по ст. 102 ч.2 Уголовного кодекса РФ.
Трагедия случилась еще в апреле, когда группа второклассников, занимающихся в группе продленного дня, вышли на школьный двор поиграть. Учительница в это время куда-то отошла, оставив детей без присмотра. Один из мальчиков отправился на "полосу препятствий", предназначенную для начальной военной подготовки старшеклассников. Подойдя к тренажеру "разрушенная лестница", он схватился за его верхнюю перекладину. На беду, она оказалась незакрепленной — и последовал удар бревном по голове, от которого ученик умер.
Теперь, как следует из обвинительного заключения, 55-летняя педагог обвиняется в "причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей". А это грозит "ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".
Можно заметить, что этот случай вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, "дети — наше будущее", и халатное отношение к заботе об их безопасности тех, кому эта безопасность поручена, должно строго наказываться. С другой стороны, не выступает ли учительница младших классов в данной истории чем-то вроде библейского "козла отпущения"?
В самом деле, непосредственной причиной смерти ребенка стало упавшее на голову незакрепленное бревно тренажера. Однако детали таких спортивных снарядов должны быть закреплены очень тщательно, иначе несчастья не избежать, как это и случилось в Калужской области. Очень тонка в подобных ситуациях грань между несчастным случаем и недостаточной опекой со стороны педагога.
Вероятно, отвечать по всей строгости закона должна не только учительница, но и ответственный за техническую исправность того же тренажера. Ведь незакрепленное бревно — это уже само по себе ЧП! Пусть оно до поры до времени и обходилось без серьезных последствий.
Самое интересное, что калужские прокуроры отлично понимают, к чему может привести недосмотр за техническим состоянием тренажеров. Сразу же после трагического случая в селе Острожное была проведена тщательная прокурорская проверка школьных и дошкольных учреждений по всему региону. Результаты оказались неутешительными. Так, на территории школы №2 Сухиничского района была обнаружена демонтированная спортплощадка с незакрепленными конструкциями, к которой сохранялся свободный доступ школьников. В школе №4 баскетбольные щиты были прикреплены к стенкам спортзала, как говорится, "на честном слове" — и могли в любой момент упасть на чью-то ребячью голову.
В Еленской средней школе Хвастовичского района многие доски пола в спортзале прогнили, а перекладины в "шведской стенке" местами выломаны. В детском садике "Улыбка" того же района в одном из навесов, предназначенным для отдыха дошколят, крепления были поломаны, следовательно, вся конструкция могла в любой момент упасть на малышей.
Так что, трагедия, произошедшая в Остроженской средней школе, могла случиться где угодно, в том числе и в вышеперечисленных детских учреждениях. И тогда "под статью" о причинении смерти (фактически — убийстве) снова попали бы с большой вероятностью учительницы и воспитательницы? А завхозы, директора, чиновники от образования, не проконтролировавшие состояние конструкций, остались бы в стороне.
Логично было бы в тех случаях, когда благодаря бдительности прокуроров опасные для жизни недостатки были выявлены, а значит, предмета для применения уголовного кодекса формально нет, местным властям по представлению прокуратуры сделать серьезные "кадровые" выводы. Тогда, быть может, оставшиеся на работе коллеги уволенных серьезно задумаются над своими обязанностями, а главное, удастся избежать трагедий с детьми, что называется, на ровном месте.
Юрий Носовский